ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 14, 2025

Темпы шринкфляции

Рейтинг: 0

Автор: Павел Вихров. Известия

Уловки магазинов с ценниками лишают россиян 1 трлн рублей - какие практики продаж использует бизнес и как защитить интересы покупателей

Уловки магазинов с "девятком" яиц и неполным литром молока ежегодно лишают россиян около 1 трлн рублей, утверждают в Союзе потребителей РФ. По оценке организации, люди теряют деньги из-за того, что производители и торговые сети не указывают полную цену товаров. В обращении, направленном в правительство, общественники предлагают обязать магазины указывать стоимость продукции в пересчёте на стандартизированную единицу измерения - например, за килограмм, литр или десяток. Ранее с аналогичной инициативой депутаты Госдумы обращались в Минпромторг. Какие ещё практики продаж используют ритейлеры и сможет ли новая мера защитить покупателей - в материале "Известий".

Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) фиксирует увеличение количества обращений потребителей, которые жалуются на недобросовестные методы установления цен и оформление ценников на продукты питания. Об этом говорится в письме организации к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину (документ есть у "Известий").

Покупатели жалуются на шринкфляцию - уменьшение количества, объёма или веса товара в упаковке, указание цены не за целую упаковку, а за 100 г или иной вес, отличный от массы продукта, а также на выделение в ценнике "специальной" цены, когда полная стоимость без скидок и других акций становится менее заметна, говорится в обращении СПРФ.

Как писали "Известия", ещё после кризиса 2008-2009 годов производители начали активно сокращать объём упаковки, при этом оставляя цену на товары прежней.

Шринкфляция позволяет бизнесу снижать издержки компаний при ограниченных возможностях повышать стоимость продукции, но нередко такие действия производителей вызывают негативную реакцию покупателей. Например, появившиеся в 2019 году на полках российских магазинов куриные яйца в новых упаковках по девять штук вместо десяти вызвали бурную реакцию в соцсетях, некоторые граждане обвинили производителей в обмане. Также в 2023-м сообщалось, что на прилавках магазинов всё чаще можно встретить тару по 0,8 и 0,9 л вместо 1 л.

- Шринкфляция - это обман или введение потребителя в заблуждение, потому что при сохранении прежней технологии, но повышении себестоимости производитель должен был бы повысить отпускную цену, что снижает его конкурентные возможности. Однако вместо этого он создаёт видимость сохранения прежней цены или даже её незначительного снижения, уменьшая себестоимость за счёт меньшего количества товара в упаковке, но не сообщая явным образом конечному потребителю об этих изменениях. Фактически он платит те же деньги, но за меньшее количество товара, - заявил "Известиям" председатель Союза потребителей России Алексей Койтов.

По его словам, подобного введения в заблуждение покупателей не было бы, если бы производители прямо сообщали потребителю об изменении объёма или веса товара - например, указывая, что на упаковке "теперь не 1 л, а 0,9 л".

Динамика среднего веса упаковки продуктов за второй квартал 2025 года показала снижение на 3% по отношению к аналогичному периоду 2024-го, писали СМИ. При этом ещё в 2023-м Генпрокуратура добилась внесения изменений в ГОСТ на пищевые продукты и установки единых требований к их фасовке. Производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, чёрного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Однако соответствие ГОСТу необязательное условие -некоторым компаниям выгоднее просто продолжать уменьшать упаковки, не обозначая, что товар соответствует государственному стандарту качества, сказал "Известиям" источник в отрасли.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни