Госдума утвердила налоговые изменения нынешнего бюджетного цикла в их окончательном виде. Что поменяется для малого бизнеса, крупных корпораций, владельцев зарубежных холдингов и отдельных отраслей — в материале РБК.
Госдума приняла во втором чтении большой правительственный законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс («в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики»). Третье чтение — обычно формальность. После этого законопроект поступит на утверждение Совета Федерации и отправится на подпись к президенту. Основные изменения вступят в силу с 2026 года.
Законопроект был скорректирован ко второму чтению. Хотя правительство не тронуло главное и самое дорогостоящее налоговое решение 2026 года — повышение базовой ставки НДС с 20 до 22%, в остальных частях новации были уточнены в пользу бизнеса.
ПОРОГИ ПО УПРОЩЕНКЕ И ПАТЕНТАМ
Проектом, поступившим в Госдуму в конце сентября, предполагалось, что пороги для уплаты НДС на упрощенной системе налогообложения (УСН) и для применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения (ПСН) будут снижены сразу в шесть раз — с 60 млн до 10 млн руб. В Минфине объясняли это необходимостью борьбы со схемами дробления бизнеса, использующимися с целью минимизации налоговых обязательств. Ко второму чтению переход смягчили. Порог для УСН и ПСН в размере 10 млн руб. вступит в силу с 2028 года.
А в 2026 году он будет составлять 20 млн руб., в 2027 году — 15 млн руб. Для фирм и бизнесменов на упрощенке это будет означать, что в 2026 году НДС начнут платить бизнесы на УСН, чей доход превысил 20 млн руб. (либо по итогам 2025 года — в таком случае обязанность по уплате НДС возникнет с 1 января 2026 года либо в течение 2026 года).
В свою очередь, предприниматели на патенте в 2026 году (самое раннее — с 1 января) будут утрачивать право применять этот спецрежим, если доход за 2025 год или в течение 2026 года превысит 20 млн руб. Соответственно, в 2027 году такое право будет потеряно, если доход за 2026 год или в течение 2027 года превысит 15 млн руб., и начиная с 2028 года порог устанавливается на уровне 10 млн.
Для бизнесменов, работающих на ПСН, было сделано еще одно послабление: по сравнению с первоначальной версией законопроекта решено не исключать из перечня видов деятельности, для которых возможно применение патента, грузоперевозки автотранспортом и розничную торговлю в стационарных объектах. Это самые востребованные виды деятельности на «патенте»: исходя из статистики ФНС, более половины предпринимателей на ПСН занимаются как раз розничной торговлей через стационарные объекты и автомобильными грузоперевозками.
По наиболее актуальным данным ФНС, упрощенку применяют 4,77 млн организаций и предпринимателей, патент — 1,43 млн индивидуальных предпринимателей.
МОРАТОРИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Поправками, одобренными Госдумой, вводится мораторий на привлечение к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС предпринимателями на УСН, впервые ставших в 2026 году плательщиками НДС, если они в этом периоде допустили первое нарушение исполнения обязанностей налогоплательщика.
По аналогии с мораторием, действующим в 2025 году, предпринимателей, впервые уплачивающих НДС, не оштрафуют по ст. 119 Налогового кодекса за просрочку в 2026 году с представлением первой квартальной декларации по НДС. Например, срок для подачи декларации по НДС за первый квартал — 25 апреля, и если предприниматель представил ее в июне, его не оштрафуют. При этом за собственно неуплату налога или поданную декларацию с ошибками никакого освобождения от ответственности не будет.
Также предприниматели на упрощенке, которые впервые становятся плательщиками НДС, смогут однократно в первый год отказаться от применения пониженной ставки НДС (5 или 7% в зависимости от величины дохода), то есть перейти на общую ставку 22% (с возможностью применять вычеты по НДС) — до истечения трехлетнего срока. В целом по закону, если предприниматель выбрал пониженную ставку НДС, он должен использовать ее последовательно в течение трех лет.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРОЩЕНКИ
Доработанный законопроект предусматривает дополнение закрытого перечня расходов, которые можно учесть при УСН с базой «доходы минус расходы», пунктом «иные расходы, определяемые в порядке, установленном главой 25 настоящего кодекса» (то есть главой про налог на прибыль). Фактически это означает, что «упрощенный» бизнес сможет уменьшать налоговую базу на любые расходы, доступные для учета на общей системе налогообложения.
ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Поправки корректируют принцип камерального налогового контроля. Так, право на его проведение получит не только налоговый орган, в котором компания стоит на учете но и налоговый орган, отдельно уполномоченный на это Федеральной налоговой службой. При этом в поправках не уточняется, что уполномоченный налоговый орган должен находиться в том же регионе, что и проверяемый бизнес. «Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа», — следует из документа.
В ходе рассмотрения указанной поправки в комитете по бюджету и налогам Госдумы изменения связали с внедрением экстерриториального подхода к налоговому контролю. Более широкое распространение экстерриториального принципа стало трендом 2025 года. В частности, этим характеризуются столичные налоговые инспекции, которые активно привлекают коллег из регионов.
Если проверку будет проводить специальная уполномоченная ФНС инспекция, бизнес получит уведомление об этом в виде заказного письма или в электронном виде — через «Госуслуги» или личный кабинет налогоплательщика не позднее чем через пять дней после назначения контрольного мероприятия, следует из поправок. При этом необходимые документы для проведения проверки налогоплательщик может предоставить как в налоговый орган, в котором он находится на учете, так и в уполномоченную на камеральную проверку инспекцию.
Такой подход позволит налоговым органам сделать камеральные проверки основным инструментом воздействия на массовых нарушителей — тех, кто не отреагировал должным образом на предупреждения инспекции в рамках предпроверочного контроля, но в отношении кого проводить дорогостоящие выездные проверки нецелесообразно, считает партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. «Налоговая служба таким образом перераспределяет нагрузку среди налоговых органов, а также повышает эффективность камеральных проверок как наиболее оперативного мероприятия налогового контроля», — указывает он.
При этом, по мнению эксперта, новый порядок может создать сложности в коммуникации с налоговым органом как в ходе проверки, так и при обжаловании. «Остается надеяться, что он будет вводиться дозированно и постепенно распространяться на более широкий круг налогоплательщиков», — говорит Зарипов.
Эти поправки действительно связаны с развитием экстерриториального принципа, согласен профессор, заведующий кафедрой налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве Дмитрий Ряховский. По его мнению, никаких неудобств налогоплательщик испытывать не будет, так как все пояснения и документы он может предоставлять как по месту учета, так и по месту проведения камеральной проверки. «Данные поправки своевременны, логичны и давно ожидаемы, так как направлены на более равномерную загрузку налоговых органов по всей стране, усиление борьбы с коррупцией, развитие определенных центров компетенций, что позволяет более оперативно и с меньшей погрешностью решать поставленные задачи», — уверен он.
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
Проект, подготовленный ко второму чтению, в части налогового мониторинга содержит два серьезных изменения по сравнению с первой редакцией, отмечает партнер департамента налогов и права, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ Юлия Орлова.
«Во-первых, стоимость «входного билета» в мониторинг не изменится. Сейчас для вступления в мониторинг налогоплательщики должны одновременно соблюдать три стоимостных порога (по сумме уплаченных налогов, доходов и активов). Первая редакция законопроекта предполагала, что достаточно будет соблюдения одного из этих трех критериев. В редакции ко второму чтению эту поправку удалили», — указывает она.
Эксперт предполагает, что налоговые органы технически и технологически пока не готовы «столь серьезным образом увеличивать количество участников мониторинга».
Во-вторых, в редакции ко второму чтению убрали поправку, которая разрешала налоговым органам производить в рамках мониторинга выемку документов, говорит Орлова.
«Выемка — процедура, к которой налоговые органы прибегают, когда есть подозрения, что налогоплательщик может уничтожить/поменять часть документации. В мониторинге участвуют представители крупного бизнеса, имеющие хорошую деловую репутацию. Для них эта процедура выглядела избыточной, особенно с учетом уровня информационного взаимодействия, которое предполагается в рамках мониторинга», — отмечает она.
НОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ХОЛДИНГОВ
Ко второму чтению налоговый законопроект пополнился поправкой, устанавливающей дополнительное условие для освобождения от налога прибыли контролируемых российскими резидентами иностранных компаний (КИК). Сейчас чтобы прибыль КИК, которая является активной холдинговой или субхолдинговой компанией, была освобождена в России от налога (он составляет 25%), фирма не должна быть зарегистрирована в одной из офшорных юрисдикций из специального перечня Минфина. Поправками добавляется еще одно условие для льготы: ставка налога на прибыль в стране регистрации КИК должна быть не ниже 15%.
Это нововведение сделает менее привлекательными для регистрации холдингов такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Гонконг, говорят эксперты.
Хотя ОАЭ планируется исключить из черных списков офшоров Минфина, поскольку с 1 января 2026 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Эмиратами, базовая ставка налога на прибыль в ОАЭ составляет 9%. В Гонконге же при выполнении ряда условий прибыль холдинга не подлежит налогообложению.
Аналогичное условие — ставка налога на прибыль меньше или равная 15% — устанавливается и для признания сделок контролируемыми (ст. 105.14 Налогового кодекса). То есть к сделкам между взаимозависимыми лицами будут автоматически приравниваться сделки, где один из контрагентов зарегистрирован или является налоговым резидентом юрисдикции, где налог на прибыль составляет 15% или ниже, даже если такая юрисдикция не входит в перечень офшоров Минфина. Компании в таком случае должны будут готовить документацию по трансфертному ценообразованию, обосновывать рыночность сделки. Сделки будут подпадать под контроль ФНС при превышении порогов, возможны доначисления налогов и штрафы, если цены отклоняются от рыночных.
ОТРАСЛИ
• Информационные технологии
Правительство решило сохранить освобождение от НДС при продаже программного обеспечения из реестра отечественного ПО. Первой версией налогового законопроекта предполагалось, что с 2026 года разработчики российского ПО станут начислять НДС в размере 22% на стоимость своего продукта.
• Нефть
Утвержденные поправки предусматривают расширение схемы «обратного акциза»: он будет выплачиваться нефтепереработчикам из правительственного перечня при переработке нефти за пределами России на давальческих условиях. Мера предполагается для организации в случае необходимости переработки российской нефти, главным образом на белорусских НПЗ, которые недозагружены, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источники.
• Коммерческая недвижимость
Действующий режим налогообложения коммерческой недвижимости по кадастровой стоимости будет распространен на «единые недвижимые комплексы», в состав которых входит хотя бы одно здание, соответствующее критериям обложения по «кадастру».
На практике это будет означать, что если в составе комплекса, например, пять зданий, одно из которых — офис (который должен облагаться по «кадастру»), а остальные — склады, парковка и административные помещения, то по кадастровой стоимости будет облагаться не только офис, а комплекс целиком. Соответственно, сумма налога может вырасти, если кадастровая стоимость объекта окажется выше его среднегодовой остаточной стоимости.
• Букмекеры
Сейчас букмекеры (чья выручка в 2023 году увеличилась в пять раз по сравнению с 2020-м) уплачивают налог в фиксированном размере (ставка в рублях зависит от региона), но в установленных федеральным законодательством пределах: например, за один процессинговый центр интерактивных ставок — от 9,5 млн до 10 млн руб. Первая версия налоговых поправок, внесенная в Госдуму, предполагала, что букмекерские конторы и тотализаторы, во-первых, начнут уплачивать налог на прибыль по общей ставке, во-вторых, будут платить 5% от принятых ставок (по существу, с оборота).
Уточненные поправки уменьшают специальную налоговую базу: налог будет уплачиваться с разницы между принятыми ставками и выплаченными выигрышами. Однако сама ставка будет установлена на уровне 7%. Кроме того, букмекеры смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на расходы в виде целевых отчислений на развитие спорта.
• Технологический сбор
В доработанном законопроекте (в качестве поправок в закон о промышленной политике) прописывается новый фискальный платеж — «технологический сбор», то есть сбор в связи с ввозом в Россию или производством в России электронной компонентной базы (ЭКБ) или промышленной продукции, содержащей ЭКБ. Технологический сбор устанавливается с 1 сентября 2026 года в фиксированном размере в рублях за каждую единицу ЭКБ (каждый электронный модуль; каждую единицу промышленной продукции с ЭКБ), но не более 5 тыс. руб. На первом этапе предполагается взимать сбор с готовой электронной аппаратуры, такой как ноутбуки, смартфоны и светотехнические изделия.
• Увеличение госпошлин
Законопроект, в частности, предусматривает десятикратное увеличение госпошлины: за регистрацию гражданских воздушных судов — с 5 тыс. до 50 тыс. руб., легких гражданских воздушных судов — с 2,5 тыс. до 25 тыс. руб., сверхлегких воздушных судов — с 1,3 тыс. до 13 тыс. руб.; за государственную регистрацию гражданского аэродрома класса А, Б, В — с 130 тыс. до 150 тыс. руб. Пошлина за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта возрастает с 9,5 млн до 13 млн руб., за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки крепкого алкоголя — также с 9,5 млн до 13 млн руб. Кроме того, вводятся отдельные пошлины за переоформление лицензий на этиловый спирт и алкоголь.
За предоставление лицензии ФСБ понадобится заплатить 100 тыс. руб.
При участии Анны Гальчевой