«Это было… до мурашек. Представляете: молодой парень, который когда-то меня снимал, теперь с сединой на висках снова стоит за камерой! Наши декораторы сделали невозможное. Во главе была Даша — дочка оператора, она на съемках «Счастливы вместе» еще ребенком появлялась. Но, как оказалось, помнит все до мелочей! Обивку дивана сшили по тем же эскизам, кухня — точь-в-точь, чашки с теми же трещинами. Мы когда зашли — обалдели. Даже рамки с нашими фотографиями тех лет — все восстановили. Это настоящая машина времени!» — говорит актриса Наталья Бочкарева, спустя десятилетие вновь вернувшаяся к роли Даши в сериале «Букины» — продолжении «Счастливы вместе».
— Наталья, на ТНТ выходит уже второй сезон «Букиных» — продолжения ситкома «Счастливы вместе». Чем собираетесь удивить на этот раз?
— Знаете, первый сезон у нас получился совсем не таким, каким все привыкли видеть историю про Букиных. Он был… ну, скорее мелодраматический. Казалось, это не в характерах героев, не в духе ситкома. Но тоже интересный опыт. Я понимаю, что, наверное, иначе и не могло быть — спустя столько лет снова появиться просто ироничными и бесшабашными сложно, время накладывает отпечаток. Продюсеры изначально задали именно такой, чуть сентиментальный тон.
Теперь же, во втором сезоне, можно было показать, что на самом деле Букины за эти двадцать лет ничуть не изменились. Что их сумасшедшая энергия, хулиганство, азарт, с которыми они всегда лезли во все авантюры, никуда не делись.
— Признаться, мне все равно кажется — не до конца. Думаю, нам бы еще пару сезонов, чтобы уж развернуться как следует! Но во втором сезоне у меня была возможность примерить кучу образов: и гейша, и стюардесса… При этом моя Даша теперь деловая женщина! И это мне очень нравится…
Знаете, в чем особая ценность «Букиных»? В том, что сейчас нет ничего подобного. Мы остались единственные в этом жанре — семейном ситкоме. Ситуативная комедия — это истории из жизни семьи, про детей, про быт, про отношения. Сейчас никто об этом не рассказывает так: долгоиграюще, с юмором. «Папины дочки» возобновились — но это другая история, там дети выросли. А мы — все те же мультяшки!
— Когда снимают продолжение некогда успешного проекта, всегда есть риск, что получится, как говорится, «уже не то». Вы не боялись этого?
— Я больше боялась, что состав не соберется. Витя Логинов всегда пытался убежать от своего образа. А я — нет. Я приняла: это часть моей жизни. Знаете, за двадцать лет съемок сериала случалось, что я не понимала, где граница — то ли сериал во мне продолжается, то ли моя жизнь идет как будто по сценарию «Счастливы вместе», ну или теперь «Букиных». Представляете?
— Конечно! И поэтому, кстати, многие боятся сниматься в каких-то мрачных историях про смерть. Я тоже отказываюсь, если понимаю: пришлось бы по-актерски проживать, пропускать через себя слишком неприятную ситуацию. Зачем лишний раз ворошить Вселенную?
— Да, кто-то может так сказать. Но знаете что? А ты докажи, что ты не актриса одной роли! Снимись в других проектах, измени себя. Это ведь зависит только от тебя. Если ты ничего не делаешь, сидишь толстая, рыжая и ждешь: «Ну снимите меня теперь в военном кино» — так ничего не изменится. Но если работаешь над собой, пробуешь новое — пусть сложно, но все возможно. «Счастливы вместе» дали мне народную любовь, популярность. Ну а развиваться — это уже моя задача.
— Да, все те же любимые лица. Вернулись — и как будто десяти лет перерыва не было. Мы будто и не расставались. Конечно, в эти десять лет мы друг с другом пересекались, но чтобы так — все вместе, конечно, нет. У каждого своя жизнь. Даша Сагалова вообще уехала в другую страну. Витя стал дедушкой, я — в третий раз мамой…
— При этом во втором сезоне вы все снова оказались в той самой старой квартире…
— Да! И знаете, это было… до мурашек. Наши декораторы сделали невозможное. Во главе была Даша — дочка оператора, она на съемках «Счастливы вместе» совсем еще ребенком появлялась. Но, как оказалось, помнит все до мелочей! Обивку дивана сшили по тем же эскизам, кухня — точь-в-точь, чашки с теми же трещинами. Мы когда зашли — обалдели. Даже рамки с нашими фотографиями тех лет — все восстановили. Это настоящая машина времени!
— Помимо декораций, вернулись все операторы, все режиссеры…
— Представляете: молодой парень, который когда-то меня снимал, теперь с сединой на висках снова стоит за камерой!
— Как зрители приняли первый сезон «Букиных»?
— Неоднозначно. Те, кто скучал, поностальгировали. Но кто нас раньше не знал — не совсем поняли. Этот сезон все-таки для тех, кто помнит и любит Букиных. Двух зайцев сразу убить непросто: и новых зрителей привлечь, и старым дать то, что им нужно. Надеюсь, новый сезон — как раз тот случай, когда все сойдется.
— А вы сами смотрели первый сезон?
— Первый сезон посмотрела. А вот «Счастливы вместе» не посмотрела ни одного сезона.
— Почему?
— Не могу. Только фрагментами, для работы: получилось — не получилось, реализованы ли задачи. Но так, чтобы сесть и смотреть на себя — нет.
— Как ваша семья восприняла новость о продолжении сериала «Счастливы вместе»? Радовались?
— Дети сказали: «Мама, мы знали, что ты этого хочешь, давай, жги!» Конечно, семья радовалась. Они увидели, что у меня открылось второе дыхание, пришла вторая молодость. По сути, мне подарили возможность прожить еще одну жизнь — и снова такую же яркую. Ведь когда мы только начинали, мне было 24 года, я даже не осознавала, что со мной происходит. Все спрашивали: «Наверное, вы проснулись знаменитой?» А я об этом не думала вообще. В 24 года ты не анализируешь, куда это тебя может привести.
А сейчас, оглядываясь назад, понимаю: можно было этим ресурсом как-то иначе распорядиться. Развиваться, использовать открывшиеся возможности… Но, с другой стороны, мы тогда снимали по сто серий за сезон, работали шесть дней в неделю. О чем еще можно было думать, кроме работы? У тебя один выходной — и ты просто лежишь, смотришь телевизор, ешь, спишь, восстанавливаешься. Все. Мы так жили несколько лет. Начали снимать, когда у меня еще не было детей, а закончили, когда сын и дочь уже готовились пойти в первый класс. При этом ритм работы был такой, что я некоторым образом выпала тогда из реальной жизни — даже не знала, что сколько стоит. Когда кто-то говорит: «Вы знаете, сахар подорожал, гречка подорожала», — а я даже не понимаю, сколько они стоили в то время. Сейчас, конечно, другое восприятие жизни. И я рада, что у меня есть возможность вернуться к проекту на новом витке.
— Знаю, что во время съемок «Букиных» вы еще и картины успевали писать…
— Ой, расскажу, как это было. Мы снимали в феврале, а у меня на март была запланирована персональная выставка в родном городе. Я ведь родом из Нижнего Новгорода. И конечно, первое место, где мне хотелось бы представить свои картины, — это Нижний. Но когда мы стали готовить экспозицию, выяснилось, что картин не хватает для тех огромных залов, которые мне выделили. Нужны были новые работы. Что я делала? Приходила на съемочную площадку «Букиных» за два часа до смены, уходила через два часа после. А в перерывах — между дублями, на обедах — сидела в гримерке и писала. Это было настоящее совмещение двух жизней — съемочного процесса и художественного творчества.
— Как давно вы занялись живописью?
— Если говорить о настоящем, осознанном занятии — относительно недавно. Но рисовать я начала еще в студенческие годы. Я училась в Школе-студии МХАТ, жила в общежитии, а рядом — девушки-художницы. Я наблюдала за их работой, пыталась повторять, потом стала брать уроки у замечательного художника Сергея Циона. Живопись тогда была для меня чем-то личным, скорее хобби. Я дарила свои работы друзьям, близким… Помню, одна из картин досталась Филиппу Киркорову, другая — Олегу Павловичу Табакову. Однажды на гастролях в Японии мы показывали спектакль «На дне» с «Табакеркой». Я преподнесла театру «Кабуки» пейзаж с русской зимой, а мне в ответ подарили настоящее японское кимоно — очень трогательный обмен культур.
— А как пришло ощущение, что живопись — это не просто хобби?
— Всерьез заняться этим меня подтолкнула пандемия. Театры закрылись, съемок стало значительно меньше, и я вдруг поняла — вот оно, время учиться, развиваться. Я всегда с восхищением смотрела на здание Академии живописи, ваяния и зодчества в Камергерском. Еще студенткой мечтала там учиться… Решила: пора. Подала документы, но условия приема оказались сложными — нужно было подготовить целую серию работ: сразу пять портретов, пять скульптур. Объем огромный! И я задумалась: сколько лет на это уйдет? Но потом решила попробовать поступить в Строгановку. Там меня попросили прислать работы, я отправила… И вдруг слышу: «Готовы вас зачислить сразу на конец первого курса». Я была потрясена!
— Вам и раньше удавалось вот так перескакивать через ступеньку…
— Да, Олег Павлович Табаков когда-то взял меня сразу на конец второго курса Школы-студии МХАТ… В Строгановке я не только совершенствовалась в живописи. Еще я впервые всерьез занялась скульптурой, прикоснулась к иконописи. Но к иконам я хочу прийти осознанно. Это не терпит спешки, требует внутренней тишины, особого состояния. Пока на это нет времени — маленький ребенок, работа, постоянные проекты. Но я уверена: обязательно к этой теме вернусь.
— Кисти и краски всегда берете с собой в поездки?
— Всегда! Это мой личный обязательный багаж. Если вдруг что-то забываю — первым делом ищу художественный магазин на месте. Вот недавно была на съемках в Ереване и там тоже писала.
— Коллеги просят подарить им картины?
— Конечно, просят. Но всех не одаришь — нас на площадке много, а картины, как вы понимаете, не производятся серийно. Поэтому я нашла компромисс: напечатала открытки с репродукциями своих работ и подписала каждому — получился такой теплый, персональный сувенир.
— А есть желающие купить ваши картины?
— Покупают. Например, была серия «Люди как животные, животные как люди» — обезьяны, львы, жирафы разлетелись очень быстро. Покупатели разные — не знаю, это мои поклонники или просто любители искусства.
— А режиссурой вы занимаетесь? Вы же учились на режиссера.
— Пока нет. Сценарии лежат, идеи бродят, но времени не хватает. Снимать кино — это несколько лет жизни, нужно все отбросить, погрузиться полностью. Подготовка, съемки, монтаж… Сейчас с малышом, гастролями, спектаклями — это нереально. Но я верю, что все впереди. Как только Саша подрастет — вернусь к этому.
— Вы и сценарии сами пишете?
— Да, иногда появляются идеи, я быстро записываю синопсис, а что-то уже расписано по диалогам. Есть готовый сценарий — «Трое несчастных и трижды счастливая» — добрая, романтическая семейная комедия, во многом из моей жизни.
— Интересно, а дети пошли по вашим стопам, выбрали искусство? О младшем, понятно, говорить пока рано, но старшие — Мария и Иван — уже, наверное, определились с будущей профессией…
— Дети выбрали совершенно другое. Хотя всю эту кухню они знают изнутри. С самого детства — съемки, передачи, закулисье… Когда я училась у Владимира Ивановича Хотиненко на режиссера, моими актерами во всех студенческих работах были именно мои дети. Поэтому они прекрасно понимают, насколько это сложный и кропотливый труд. И продолжать не захотели. Сын увлечен точными науками — математикой, физикой, информатикой. Он мне прямо говорит: «Мам, нам в семье достаточно одной актрисы — тебя. Ты у нас и актриса, и художница». Хотя он сам прекрасно рисует, играет на фортепиано. Мы даже вместе участвовали в проекте «Секретный артист». Ивану уже восемнадцать лет, он сдает ЕГЭ. Сложный период. У меня же сразу два выпускника — дочка тоже сдает экзамены. Маша у нас гуманитарий, ее всегда тянуло к языкам. С пяти лет она учит испанский, потом был итальянский, да и английский она знает отлично. Сейчас с нуля учит японский — у нее это легко получается.
— Как вышло, что ваши дети одновременно оканчивают школу? Они же не ровесники.
— Погодки: дочке семнадцать. Я их отправила в школу в один класс — так было удобнее и, как мне кажется, разумнее. Девочки раньше становятся усидчивыми, собранными. А мальчикам лучше начать учиться немного позже. Они оба у меня зимние, поэтому сын пошел в первый класс в семь с половиной, а дочка — в шесть с половиной лет.
— Когда дети — погодки, это нелегко…
— Особенно если они разнополые. Я старалась их объединять. Вместе на спорт: Иван — на хоккей, Мария — на фигурное катание. Все четко, по системе. Вместе в музыкальную школу: Мария поет, Иван играет на фортепиано. Даже на курсы пилотирования вместе ходили! Сыну это нравилось, а дочка говорила: «Мам, а мне это зачем?» Но все равно ходила. Я всегда воспитывала детей как одного ребенка, никогда не разделяла. Если я куда-то на гастроли, значит, все вместе едем. Я их постоянно брала с собой, они привыкли к этому ритму, им нравилось. Помню, говорю им: «Едем в Читу». — «Ой, мама, как здорово!»
— А потом у вас появился еще ребенок. Саша — это долгожданное пополнение или, можно сказать, приятный сюрприз?
— Он — настоящее чудо. Но мы его ждали, планировали. На самом деле, все мои дети — по молитвам. Мне пять лет ставили диагноз «бесплодие». Первых я вымаливала у Матроны Московской. Младшего — у Александра Свирского. Я тогда сказала: «Если родится сын, назову его Александром». Так и получилось. Поэтому для меня каждый из них — чудо и Божья милость. Я не могу сказать: этот ребенок особенный, а те нет. Все для меня очень желанные, все долгожданные.
— А как старшие отреагировали, когда узнали о вашей беременности? Ждали братика или были в шоке?
— Думаю, они не ждали и не хотели. (Улыбается.) В пятнадцать-шестнадцать лет подростки редко бывают в восторге от малышей. Им казалось, что это будет кто-то постоянно орущий, кричащий, мешающий жить и спать. Но я им говорила: «Дети, помяните мое слово, все будет не так». Они не очень верили, но все равно помогали. Ваня кормил малыша из бутылочки, гулял с коляской, ему говорили: «Такой молодой — и уже папа!» Машенька могла сама уложить братика спать.
— Очень удобно, когда старшие дети помогают…
— У нас есть няня, я не перекладываю все на старших. Но при этом они участвуют — малыш обязательно заходит к ним в комнаты здороваться, мы вместе ужинаем, завтракаем. Саша общительный, развитый, в два года у него потрясающий словарный запас.
— Говорят, дети, которые рождаются у родителей зрелого возраста, совсем другие. Вы это замечаете?
— Это правда. Младший все схватывает на лету, прекрасно понимает, что с ним никто не будет нянчиться, поэтому он очень внимательный, послушный. Когда дочка читает ему сказку, он смотрит на нее огромными глазами, ловит каждое слово. А еще у Маши есть подруга Даша — так он в нее по-настоящему влюблен.
— А какая вы мама — друг, наставник или строгая?
— По-разному бывает. Конечно, я мама-друг, дети знают, что всегда могут прийти за советом. Ване и Маше со мной всегда было интересно. Но и строгость во мне есть. Хотя признаюсь, с младшим сыном Сашей сейчас у нас только «сюси-масюси».
— Старшие к нему не ревнуют?
— Я стараюсь, чтобы все чувствовали себя одинаково любимыми. Не так, что теперь маму интересует только малыш, а вы сами по себе. Может, что-то такое они и испытывают, но не говорят об этом. Наоборот, шутят: «Сашок, сейчас ты подрастешь — мама начнет тебя таскать на гастроли, на съемки. Пойдешь по нашим маршрутам».
— Младшего тоже собираетесь везде с собой возить, как старших?
— Конечно, буду. Но пока он совсем маленький, я его берегу.
— У вас в семье есть традиции?
— Если выпадают выходные — организуем так называемые субботники: все вместе что-то делаем по дому или на участке, особенно весной и осенью. А после — обязательно шашлыки, картошка, сосиски на костре. Это уже традиция. Новый год, дни рождения — всегда вместе. Я вообще у нас семейный организатор праздников, я как маленькое агентство. Все придумываю сама: и концепции, и сюрпризы, и оформление. У нас уже наработанные ресурсы, свои декораторы, свои световики. Последний праздник для папы готовили вместе с детьми…
— Бывает, что удается с мужем вдвоем уехать, отдохнуть без детей?
— Сложно. Вот всей семьей мы обязательно стараемся выезжать хотя бы раз в год. Вдвоем уехать можем, но чаще эти поездки связаны с работой. Бывает, что у мужа командировка, и я лечу с ним. Если у меня съемки, он по возможности присоединяется. Но чтобы оставить детей и уехать вдвоем в отпуск — пока такого не было. Вот сейчас планируем отдых втроем: я, Сашенька и муж. Старшие никуда уехать не могут — экзамены, поступление. А вдвоем поехать? Муж говорит: «Ну как мы малыша бросим?» И я не смогу, буду переживать...
— У вас с мужем темпераменты похожие? Или кто-то из вас все-таки спокойнее?
— Один в один! Он по своему кругу бегает, я по своему. Когда была на съемках в Ереване, он собирался ко мне прилететь — не получилось. Потом я — в Ставрополь, к нему на родину, он — в Нижний Новгород, ко мне на родину. И вот мы говорим друг другу по видеосвязи: «Привет, Нижний!» — «Привет, Ставрополь!» Мы оба такие — постоянно в движении, пересекаемся на лету и снова каждый по своим маршрутам.
— Недавно вы решились участвовать в реалити-шоу «Звезда в джунглях», хотя раньше от таких проектов отказывались. И как впечатления — остались довольны?
— Да, мне понравилось. Но сразу скажу: если хочешь что-то выиграть или действительно показать результат, нужно ехать с самого начала. К тому моменту, как я включилась, там уже сложились коалиции, какие-то договоренности. Я в эти интриги не влезала, заговоры меня не интересовали — я приехала играть.
— На шоу действительно приходилось голодать?
— Если честно, я к еде отношусь спокойно, не привереда. Больше всего переживала, что не будет кофе. Вот это для меня критично. Но ребята где-то добыли кофе, и мы мололи зерна как могли — просто камешком.
— Что первым делом съели, когда вернулись домой?
— Ой, я еще до дома поела! Приезжаешь в отель, а там — все включено, можно заказывать что угодно. Я сразу заказала все вторые блюда из меню и все десерты. Сидела одна за столом, а вокруг — двадцать тарелок.
— Если не съем, так понадкусываю?
— Именно! Я все попробовала.
— Вы похудели за время проекта?
— Конечно. Хотя была там недолго, но свежий воздух, постоянные активности, нагрузки — все это сказалось.
— Говорят, после таких проектов пищевые привычки сильно меняются?
— Это правда. Возвращаешься — и кажется, что надо срочно наесться впрок, будто потом снова ничего не будет. Хотя разумом понимаешь: проголодаешься — заедешь куда угодно, купишь еду. Но организм требует! После таких шоу все через это проходят.
— Судя по вашей форме, обычно вы практикуете правильное питание…
— Думаю, это не питание, а гены. Сколько ни ешь морковки — если внутри нет энергии, ничего не изменится. У меня папа был непоседливый, да и вся семья. Мы — Бочкаревы — очень подвижные.
— Наталья, скажите: вас устраивает, как развивается ваша карьера? Или есть еще планка, к которой вы только стремитесь?
— Как актрису меня знают, как художника — мало. Конечно, хочется найти своего зрителя, свою галерею, потому что я считаю: искусство должно жить у людей. Картины создаются не для того, чтобы пылиться в мастерской. Люди должны им радоваться.
интересный факт
Напомним, в первом сезоне новых «Букиных» показали, как сложилась судьба героев спустя десять лет после выхода ситкома. Действия развернулись в недостроенном частном доме. Гена дорос до владельца обувного магазина, но погряз в долгах, Даша ушла в астрологию, Рома потерял бизнес и устроился на работу к отцу, а Света стала матерью-одиночкой. Съемки второго сезона стартовали в январе 2025-го. В продолжении Букины вернутся в свою двухэтажную квартиру в Екатеринбурге.
интересный факт
Сериал «Счастливы вместе» является российской адаптацией американского ситкома «Женаты… с детьми». Но российские сценаристы адаптировали его, изменив имена, названия, виды спорта и другие детали. А начиная с четвертого сезона «Счастливы вместе» перешли к оригинальным сюжетам, не заимствованным из американского сериала. В нашем ситкоме было много камео российских знаменитостей, таких, как Дмитрий Нагиев, Аркадий Укупник, Анфиса Чехова, Тимур Батрутдинов, и других.
интересный факт
Как-то во время обучения Бочкаревой в Нижегородском театральном училище творческую встречу с будущими актерами проводил народный артист СССР Олег Табаков. «После мастер-класса я заявила, что хочу учиться у него в Москве. А он возьми и пригласи», — вспоминала Наталья. Так она стала ученицей Табакова и много лет служила в театре, которым он руководил.
Смотрите сериал «Букины» на ТНТ с 28 июля