ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 2, 2025

Как понимать «Письма Баламута» Клайва Льюиса?

Рейтинг: 0

Автор: Петр ПАШКОВ. Фома

Эта книга состоит из переписки двух бесов, а верующие находят в ней массу полезного. Эта книга написана англиканином, а многие православные ее очень ценят. Эта книга создана в середине прошлого века, а при чтении поражает своей злободневностью. Как это удалось ее автору? Давайте разберемся вместе.

О чем книга

«Письма Баламута» трудно назвать романом в письмах, поскольку фабула, последовательность событий здесь далеко не главное. Скорее сочинение Льюиса примыкает к древней (она старше даже христианства, поскольку первые такие письма писали еще античные философы) традиции «писем о духовной жизни». Однако вымышленная переписка у Льюиса ведется не между духовным отцом и духовным чадом, а между старым чертом и мелким бесом — в наиболее привычном русскому читателю переводе их зовут Баламут и Гнусик (по-английски, соответственно, Screwtape and Wormwood).

Впрочем, хотя рассказчиком и выступает бес, книга на самом деле посвящена вовсе не силам ада. В такой неожиданной форме Льюис рассказывает о том, как настоящий герой этой книги, молодой христианин, сталкивается с реальными жизненными искушениями и преодолевает их, а бесы терпят поражение. Тот факт, что рекомендации по духовной жизни даны «от противного», лишь усиливает их эффект.

Не всем бывает легко освоить богословские труды. Но здесь перед читателем оказывается что-то вроде духовных «Вредных советов» — той самой книжки Григория Остера, которая учит непослушных детей поступать правильно через примеры плохого поведения: «Нужно в папины ботинки вылить мамины духи / И варить с закрытой крышкой ровно 70 минут». «Письма Баламута» устроены по тому же принципу: здесь все перевернуто вверх тормашками, вплоть до того, что «Врагом» (с большой буквы!) называется Сам Господь Бог, а диаволу, зачинателю бунта падших ангелов, дан витиеватый титул «Our Father Below» — что-то вроде: «отец наш, сущий где-то внизу», и здесь, конечно, «перевернутая» отсылка к молитве «Отче наш»

Эти «вредные советы» старого искусителя молодому должны стать для христианского читателя учебником духовной жизни. Сам Баламут формулирует принцип работы бесов следующим образом: «Надо спросить себя, какую цель здесь преследует Враг (как мы уже сказали, так они именуют Господа. — Прим. П. П.), и действовать прямо противоположно». Читателю «Писем Баламута» Льюис предлагает проделать схожую операцию: посмотреть, чего хотят бесы, — и действовать наоборот.

Событийную канву книги описать нетрудно. Мелкий бес недавно получил свое первое задание — направить на темную дорогу молодого англичанина, который закончил учебу и приступил к работе, не женат и еще живет с матерью. Переписка начинается, судя по всему, в 1939 году и продолжается на протяжении начального этапа Второй мировой войны, во время бомбежек Великобритании (сам Льюис, напомним, во время войны служил в местном ополчении в Оксфорде и вел на радио религиозные программы, которые поддержали очень многих англичан во время налетов).

 «Пациент» Гнусика (имени мы его так никогда и не узнаем — видимо, бесам наши имена не слишком интересны) на первых страницах как раз становится христианином. Вероятно, в детстве мать водила его в церковь, он участвовал в богослужениях, но в юношеском возрасте охладел в вере, так что теперь переживает новое обращение уже как взрослый человек. Собственно, первое письмо «любящего дяди Баламута» бестолковому племяннику Гнусику начинается с размышлений о том, как удержать молодого человека от обращения в христианство. Но удержать чертям никого не удается. Далее «пациент» проходит через сложности в отношениях с матерью, преодолевает соблазны от встречи с церковной жизнью. Он сталкивается с искушениями плотского характера — от обжорства до телесных грехов; знакомится со светскими интеллектуалами и циниками, враждебными его вере, и дружит с молодыми образованными христианами. Он переживает страх начала войны, тревожится во время начала призыва в армию и, в конце концов, погибает во время одной из немецких бомбежек.

События, в сущности, не уникальные ни для середины прошлого века, ни для наших дней. Но и для бесов-искусителей, и для нас, читателей, важны не внешние факты сами по себе, а их отражение во внутренней жизни человека. Сам Баламут формулирует это следующим образом:

«Оставь им обсуждать, добро или зло, любовь, патриотизм, целибат, церковные обряды, отказ от алкоголя, высшее образование. Неужели тебе не ясно, что ответа нет? Ничто не имеет никакого значения, кроме состояния души: устремляется ли подопечный к Врагу (напомним последний раз: к Богу. — П. П.) или к нам».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни