Бложьи батюшки
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Юлия Андриенко. Комсомольская Правда. Москва
Все, что касается церкви, мне всегда казалось незыблемым, торжественным и… скучным. Это вездесущие бабульки в храме, которые обязательно прошипят: в брюках нельзя-я-я, с помадой нельзя-я-я. Это суровый батюшка, который будто все про тебя знает и без исповеди. А сама церковь - чем-то совершенно оторванным от реальности. Какой интернет? Какие соцсети?!
И вдруг я обнаруживаю целую россыпь священников-блогеров, у которых подписчиков побольше, чем у иных тиктокеров и светских львиц.
Кто же они, эти «бложьи батюшки», и чем таким завоевывают свою интернет-паству?
КОГДА КОТИКИ ПРОСЯТ КРЕЩЕНИЯ
- Батюшки, нормально ли нанести тату в виде молитвы?
- Ненормально! Я однажды зашел в магазин, а там женщина в топике, и у нее на груди молитва оптинских старцев. Я буквально опешил, - признается молодой священник.
- А тебе матушка ничего не сказала, что ты разглядываешь чужие тату? - интересуется его старший коллега.
- Ничего! Она спокойно отнеслась. Да там и сложно было не заметить.
- Золотая матушка! Повезло тебе!
И это не модные стендаперы чилят свой ролф на солд-ауте. Это просто ролик «Двоих из ларца» священников Владислава Берегового и Альвиана Тхелидзе (кстати, его фото на верблюде украшает эту страницу).
Люди в чате им задают краткие вопросы обо всем, а они отвечают, иногда даже спорят.
Чего народ только не спрашивает у священников! Грех ли не давать в долг? Можно ли блокировать родных в соцсетях? А исповедоваться через интернет? Или крестить любимого кота, если просят...
- Тут смотря кто просит. Кот? А как он это делает? Трижды мяукает? Ну, если так, - батюшки покатились со смеху, а потом как отрезали: - Нет, ненормально.
Двое из ларца отвечают всегда без нудных назиданий и с юмором, даже с какими-то байками из своей жизни. Вон Береговой как-то признался, что заблокировал случайно… свою матушку.
Так она ему это припоминала долго.
В какой-то момент я заметила, что подсела
на эти ролики именно потому, что в них не было «токсичной душноты», как сейчас называют скучные нравоучения.
ИНТЕРНЕТ МЫ ПРОСПАЛИ
ДОСЬЕ: Владислав Береговой, 44 года.
Настоятель Свято-Никольского храма в Мосальске Калужской области.
Один из самых популярных интернет-миссионеров, у него 1 млн 300 тысяч подписчиков, а в год - свыше 300 млн просмотров его роликов в интернете.
- Как дошли до такой популярности, отче? - спрашиваю священника.
- Я услышал голос: «Иди в соцсети и вещай там!» - зловеще начинает батюшка. Тут же хохочет: - А если серьезно, помните, Иисус говорит ученикам, что сделает их «ловцами человеков» и они идут за Ним? И «ловят человеков» - кто с неводом, кто с удочкой, а кто и с динамитом. Динамит - это хайп. Популярность он, безусловно, даст. Но и оттолкнет многих. А церковь - для всех. И я как поп - пастырь овец православных, не имею права никого оттолкнуть.
У Берегового странички во всех соцсетях. Только в Телеграме 8 отдельных каналов: «Береговушки», «Юморок от Берегового», «Береговые очевидности» и прочие. Плюс он - один из «Двоих из ларца». При этом искренне считает, что духовенство интернет проспало.
- Нас там долго не было. Это факт. И по сей день есть в церкви люди, которые призывают нас вернуться к проповедям начала нулевых - через личные беседы и листовки, не понимая, что мир не стоит на месте, - делится он наболевшим.
Сегодня много громких скандалов в интернете начинаются с вопля «Священник сказал…» или «РПЦ заявила». Под смачным заголовком следует вырванная фраза, либо перекрученное мнение какого-то иерея и вывод: «Что эти попы себе позволяют?!»
А под самой новостью начинается такое рубилово в комментах, какого не припомнить с ковидных времен между вакцинированными и антипрививочниками. Даже дурацкие предложения иных депутатов не рождают такой бури мнений у народа.
Помню историю, когда в одном споре Береговой назвал «нелюдями» тех, кто сжег людей в Доме профсоюзов Одессы. Тогда кто-то из коллег-батюшек написал ему, что в православии даже мучителей на иконах пишут без злобы и карикатурности и что священник должен верить в любого человека. На что Береговой дал отлуп, что так можно дойти и до оправдания Гитлера, и тех, кто стрелял и жег людей в «Крокусе».
- Когда я шел в интернет, понимал, что столкнусь не только с лестью, но и с троллингом (провоцированием на скандал). Человек-то я - ранимый... В приходе у батюшки ведь как? Он там живет в своем мирке: паства его обожает, проповеди слушает с открытым ртом, никто не перечит. Можно много о себе возомнить! А в сетях тебе так отвесят в ответ, что держись! Только напиши про целомудрие, аборты, измены - такая бездна откроется, - усмехается он.
- А зачем тогда? Может и правда лучше проповедовать в церкви, там батюшке никто не возразит?
- Если нас не будет в интернете, наше место займут сектанты и шарлатаны. Их и так хватает. А вот священников-блогеров мало. В интернет идут те, кто понимает, что за все придется платить. Я не о популярности, а о метафизике. Мы же словом боремся с духами злобы поднебесной, а чем больше христиан в церкви, тем хуже бесам. С них же спросят: что такое, почему в России растет число людей в храмах? Кто виноват? И посылаются тогда разные болезни, испытания. Я говорил с серьезными отцами-миссионерами, так они уже больше молятся, чем говорят с народом, - заключает он.
У АПОСТОЛОВ НЕ БЫЛО ТИКТОКА
ДОСЬЕ: Альвиан Тхелидзе, 37 лет.
Руководитель Молодежного отдела Ставропольской епархии.
Ведет каналы во всех соцсетях, в Телеграме: «Священник Альвиан».
Подписчиков больше 100 тысяч, и они активно прибавляются.
Священник Альвиан Тхелидзе называет блогерство работой. А если думать иначе и писать, только когда захочешь, толку не будет, уверен он.
- Можно быть хорошим проповедником, но плохим блогером. Вот пример: батюшка пять лет ведет канал, а там 500 подписчиков. Значит, он что-то делает не так. И, наоборот, если у священника его армия в интернете - 100 тысяч и его до сих пор не лишили сана за резкие слова (а такое может быть запросто!), значит, он умеет заинтересовать верой, значит, он живой.
Вот отец Альвиан точно живой. Поехал миссионером в Африку. Там за последние годы сотни священников-африканцев из Александрийской православной церкви перешли в Русскую. Оттуда он каждый день выкладывал в интернет зарисовки - репортажи из местных храмов, которые даже не сараи, а навесы на столбах, под которыми и идет служба. А на следующий день - фото флегматичных бегемотов и жирафов.
Еще отец Альвиан поведал подписчикам, что у людей там нет даже элементарного - муки, крупы и подсолнечного масла, народ откликнулся, денюжку собрали, страждущих накормили. И репортаж об этом он тоже выложил.
А уже через несколько дней рассказывал о фронтовых батюшках, о погибших священниках, которых расстреляли ВСУ, о расколе на Украине. Все новости о судьбе арестованного Зеленским больного митрополита Святогорского Арсения я нахожу прежде всего у него.
А еще он самый молодой из знакомых мне батюшек-блогеров, заведует молодежным отделом Ставропольской епархии.
- Если подростку в храме не будет интереснее, чем на улице, второй раз он не придет! Ко мне в молодежку, клуб при храме, приходят обычные ребята, невоцерковленные, и мы играем в «Мафию» или «Свинтуса», орем Цоя под гитару, гоняем чаи. И я им говорю о Боге, о Христе, отвечаю на любые вопросы. Сегодня им интересно в этой тусовке, а завтра они и в сам храм придут. Так и с блогами. Это мы с вами из доинтернетовской эпохи, а молодежь вообще не знает мира, в котором нет гаджетов и соцсетей. А потому современный священник обязан быть блогером, - уверен он.
Однажды в пути у него вышел горячий спор с такими же иереями, говорившими о вреде интернета, о гадостях в соцсетях. И один батюшка предложил всем дружно удалиться из «этих бесовских блогов».
- Это как страус - спрятать голову в песок, чтобы не видеть проблем. Наш Патриарх давно сказал, что священник должен быть там, где его паства. Раз паства все больше живет в интернете, то и ты должен быть там. Раньше апостолы по домам ходили, говорили о Христе на площадях. Просто у них не было интернета, - рассуждает отец Альвиан.
- А зависть к более успешным блогерам есть? Ну, у которых подписчиков больше, - спрашиваю у него.
- Скорее это не зависть. Но я выбираю батюшку, у которого читателей чуть больше, чем у меня, и изучаю - что такого делает мой «конкурент», чего не умею я? Это заставляет развиваться, быть интересным.
ПАПУ РИМСКОГО ПРОСИЛИ УБРАТЬ
ДОСЬЕ: Павел Островский, 43 года.
Служит настоятелем Георгиевского храма в Нахабине (Подмосковье).
Подписчиков в сетях более полумиллиона. В Телеграме - «Павел Островский».
При этом у него открыты комментарии, на которые священник регулярно отвечает. В интернете он с 1998 года, помнит еще, как в Живом Журнале начинал писать!
Один из самых острых на язык батюшек. Таких любит критиковать народ, выискивая, что ж там еще такого сказал отец Павел, но при этом усердно его читают. А потом и в церковь приходят.
Кстати, я узнала, что священникам запрещено призывать народ именно в свой приход. Пусть человек идет в тот, что ближе, а не тратит пол-дня и кучу денег на дорогу, чтобы увидеть «бложьего» батюшку.
А за острый язык священнику порой достается. Однажды отец Павел раскритиковал русских мужчин, которые не спешат делать предложения своим избранницам: то «не определился он, то мама ему не разрешает». А русские женщины, в свою очередь, все чаще смотрят в сторону чужаков, нацеленых на семью и детей. Тогда в сердцах батюшка назвал русских мужчин «бесхребетными». По сути был прав, но слова священника перекрутили, фитоняшки, метросексуалы и зумеры тут же оскорбились и предъявили: «Как он мог? Он же священник!» Пришлось отцу Павлу публично извиняться.
- Если священник проповедует в интернете, назовите это как хотите, рано или поздно он ошибется. Просто неверно выразится, - признает отец Павел. - Считать ли это огрехом? Не думаю. Другое дело - как на это реагируете вы! У нас же считается удалью захейтить (затравить. - Авт.) в соцсетях за любую оплошность. «А судьи кто?» Часто волну критики гонят те, кто сам никогда не пробовал проповедовать в блогах. Если ты взялся за миссионерство в интернете, будь готов получать и от своих, и от чужих.
- Много ли ваших подписчиков потом идет в храм? - интересуюсь я.
- Мы проводили опрос. И выяснили - только за один год из интернета в храм пришли 100 тысяч человек. Это те, кто никогда в церковь не ходил. И даже крещен не был! В моем Георгиевском храме в Нахабине число причащающихся по воскресеньям выросло за пять лет с 50 до 300 человек. Уже не хватает места в храме, - говорит священник.
- Бывало, что вспылите, напишете пост, а потом приходится его сносить? «Убивать свое детище»?
- Было. Когда выбирали папу римского, я устроил трансляцию, мы ждали, когда повалит дым (белый дым из трубы капеллы, где идет голосование, оповещает мир, что папа избран, черный - нет), и стебались от души. А потом мне позвонили из отдела Внешних церковных связей и попросили убрать... Хотя признались, что тоже смотрели нас и смеялись.
- Нет риска гордыни? Вот, мол, я какой популярный?
- Гордыня надежно врачуется болезнями. И тут я, признаюсь, защищен - испытаний хватает. «Купается в лучах славы» - это миф, в реальности никто и не спросит, как ты себя чувствуешь. Разве что жена и дети, семья - главное утешение. И нам молиться нужно за священников-блогеров, им очень непросто. Но порой я себя спрашиваю: ради чего все это терплю, зачем? Ответ - Христа ради, чтобы нести Слово Его.
КСТАТИ
У вашей монахини ус отклеился!
А вот чего нужно действительно бояться. Все чаще в интернет попадают видео с «проповедниками», слепленными искусственным интеллектом. Тут тебе и лжепопы, и даже лжемонахини на любой вкус.
- Деточка моя! Не пролистывай, давай помолимся вместе, - старенькая монахиня, опирающаяся на палочку, напоминает мне бабушку-волшебницу из «Цветика-семицветика» - таким добром струится ее умильный голосок.
Вот только никакой бабушки нет. Ее создала нейросеть.
Они же «одели» ее в клобук, апостольник, подрясник со всем знанием дела. Не отличишь от настоящей!
- Непонятно, кто и с каким умыслом это делает. И что вложит завтра в уста такой «проповедницы», и на что такая нейросетевая «монашка» благословит. Заметьте, эти видео с каждым днем становятся все реалистичней. Так, что мать родную от нейрокопии не отличить. Прямо как Хари из «Соляриса» Тарковского. Нужен закон об обязательных пометках на таких видео, тогда и обмануть людей таким «монахиням» будет сложнее, - считает священник Альвиан Тхелидзе.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.